ПРОГРАММИРОВАНИЕ - ВТОРАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Предисловие архивариуса

19 апреля Андрею Петровичу Ершову исполнилось бы 73 года. В преддверии этой даты мы решили поместить на нашем сайте текст его широко известной работы "Программирование - вторая грамотность" с иллюстрациями художника Михаила Златковского.

Выступление А.П. Ершова (keynote speech) на 3-й Всемирной конференции ИФИП и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении в свое время получило широкий резонанс, его текст неоднократно издавался на разных языках, но ни разу не был опубликован с иллюстрациями, специально подготовленными для этого доклада, которые мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

Публикация представляется нам тем более уместной, что, как и многие другие работы Андрея Петровича, эта статья сохранила свою актуальность и поныне. Академик Ершов рассматривал программирование как "выражение органической способности человека". И если еще не все человечество погрузилось в написание программ, то "оно живет в мире программ и само постоянно программирует", а "продуктивность информационных моделей внешнего мира придает новый смысл библейскому изречению "Вначале было слово". Двадцать с лишним лет, прошедших со дня написания работы, со всей очевидностью подтвердили справедливость ее основных тезисов.

Мы смогли проследить историю создания этой, может быть, самой знаменитой статьи А.П.Ершова благодаря его архиву, где сохранились и письма, и сами иллюстрации, и многие другие материалы на эту тему.

27 октября 1980 А.П. Ершов получил письмо за подписью Президента ИФИП Пьера Бобилье с приглашением выступить в качестве keynote speaker на 3-й Всемирной конференции ИФИП и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении: "Ваши взгляды на роль ЭВМ в обучении будут с признательностью восприняты аудиторией в более чем 1000 человек, которые приедут из 70 стран мира, как развитых, так и развивающихся". Конференция состоялась 27-31 июля 1981 г. в Лозанне (Швейцария).

Сейчас трудно восстановить, как родилась у А.П. Ершова идея столь афористично назвать свою речь, но он настаивал именно на этом названии, хотя Б. Леврат, председатель программного комитета, предлагал другое, гораздо более традиционное: "Основополагающая роль компьютеров в образовании". Из переписки Андрея Петровича мы узнаем, что он был единственным представителем СССР на конференции, что вызвало недоумение организаторов, поскольку не приехали докладчики, чьи работы были приняты и стояли в программе.

Тем более ответственной представлялась Андрею Петровичу его миссия на этой конференции. Отметим в скобках, что, к сожалению, эта ситуация была достаточно типична для того времени. Работы советских ученых принимались на различные конференции, но затем они не приезжали как из-за финансовых обстоятельств, так и по политическим мотивам.

Во время подготовки к выступлению Ершов проводит некоторые изыскания и приходит к выводу, что иллюстративное оформление можно доверить художникам с опытом работы в таком научно-популярном издании, как "Химия и жизнь". Он посылает свой текст главному художнику журнала В.С. Любарову, который посредничал Ершову в поисках иллюстратора. В сопроводительном письме Ершов так обрисовал проблему: "Аудитория будет довольно пестрая и не очень известная. Академическая элита, характерная для конференций по естественным наукам, будет в явном меньшинстве. Большая часть аудитории будет внушаемой, и доклад поэтому подготовлен в стиле наступательной проповеди. Доклад должен быть заведомо респектабельный, без балаганства, но достаточно острый. Однако очень хотелось бы, чтобы риторика текста была бы скомпенсирована живостью иллюстративного материала не говоря уже о двух-трех порциях юмора для разрядки аудитории".

Работа над иллюстрациями была поручена художественному редактору журнала "Химия и жизнь" Михаилу Златковскому. Он подготовил 32 цветных графических листа, которые в острой, ироничной, подчас парадоксальной форме иллюстрировали основные тезисы докладчика. Несомненно, стиль "умной графики", как впоследствии художник назвал свою манеру работы, существенно дополнял выступление академика Ершова и способствовал ее широкой международной известности.

В настоящее время М.М. Златковский, Заслуженный художник России, работает главным художником ежедневной газеты "Новые Известия". Он вице-президент Европейского союза  карикатуристов (FECO), Президент Союза карикатуристов России, лауреат 185 международных премий. М. Златковский - обладатель высшей профессиональной премии Союза журналистов России "Золотое перо" (2003 г.) и звания "Лучший художник в средствах массовой информации России" (2004 г.). Он выразил свою готовность еще раз поучаствовать в совместной работе, теперь уже виртуально.

Выражаем признательность Сергею Мыльникову за оказанную помощь при подготовке иллюстраций к публикации.

На главную in English Webmaster © ИСИ СО РАН, 2000-2014